Современный склад – это не просто помещение, где хранят товар, а центр сбора, переработки и распределения товаров между потребителями. Склад один из важнейших элементов в логистической цепи. Складские помещения необходимы и компаниям-производителям, и компаниям, работающим в сфере торговли. А от уровня организации складского хранения зависит эффективность их бизнеса.
Товар, поступающий на склад, проходит следующие основные этапы:
Приемка – разгрузка, проверка целостности упаковки и/или самого товара, соответствие сопроводительных документов.
Хранение – определение мест для хранения, сортировка и укладка груза, перемещения и инвентаризация.
Отгрузка – отбор товара, комплектование заказов и упаковка, контроль отгрузки.
От того насколько правильно и упорядочено размещены товары на складе, зависит оперативность их поиска и отгрузки. Для этих целей на складах применяют различные методы размещения и хранения. Товары размещают, например, в зависимости от назначения, способа хранения. Могут выделяться участки для краткосрочного и длительного хранения, для крупных и мелких товаров.
Как избежать ошибок при размещении грузов на склад? И как потом быстро найти нужное наименование?
Для этого необходим четкий порядок.
Организовать такой порядок позволяет использование адресной системы размещения и хранения товаров на складе.
Суть адресной системы хранения в том, что все товары размещаются в ячейках с определенным «адресом» (кодом). В коде указывают, например, номер зоны хранения, ряд, номер стеллажа, номер полки, номер ячейки. Так, при размещении грузов на складе или при комплектации заказа для отгрузки, складскому работнику требуется минимум информации. Необходимо знать расположение складских зон и иметь приемный акт либо сборочный лист, где будет указан «адрес» хранения необходимых ему позиций . А чем проще система, тем меньше совершается ошибок из-за влияния человеческого фактора.
Ячеистый склад обычно делится на условные зоны. В зоне приемки производится разгрузка транспорта, контроль и/или распаковка груза, и назначение адресов для размещения в зоне хранения. Зона хранения (или несколько зон) имеет четкую адресную структуру и предназначена для хранения товаров. В зоне отгрузки происходит комплектация заказов, упаковка и контроль отгружаемого товара.
Различают два основных вида организации адресного хранения товара:
1. Динамическое хранение.
При динамическом хранении товар, поступающий на склад, расставляется на любое свободное место хранения.
Товар, поступающий на склад, принимается, и информация о его поступлении вносится в информационную систему. По программе отслеживается наличие и номер свободного места (либо нескольких мест) в зоне хранения, куда и размещают груз. Это место хранения товара и есть «адрес» (ячейка). В информационной системе появляется запись о наименовании товара, его количестве и «адрес». При отгрузке, необходимое количество товара списывается из ячейки. Все операции прихода и расхода по ячейкам учитываются в системе.
Данный метод позволяет максимально эффективно использовать складские площади. Но в случае ошибок учета (например, сбой в программе) найти товар будет весьма проблематично.
2. Статическое хранение.
При статическом хранении товар размещается только в те места хранения, которые принадлежат к области хранения соответствующей группы товара.
Основное преимущество это «прозрачность» размещения товара на складе. А значит минимальные затраты времени на обучение нового персонала и возможность быстрого распределения поступающий и находить отгружаемый товар.
Какой бы вид организации адресного хранения не применялся, без информационной системы не обойтись.
Но какую информационную систему выбрать?
Компаниям, которые уже работают с программой «1С», для автоматизации склада и организации адресного хранения в частности, не требуется никаких новых программ. Требуется лишь разработка новой конфигурации «1С:Предприятие 8.2» для автоматизации работы склада и под его специфику. Конечно, есть и готовые конфигурации, но их функционал подходит далеко не всем компаниям из-за различий в организации бизнес-процессов.
Тем, кто только начинает бизнес, «1С:Предприятие 8.2» для организации работы склада будет самым оптимальным вариантом, т.к. возможно дальнейшее использование платформы для построения корпоративной информационной системы. А между решениями, созданными на одной и той же технологической платформе, возможна наиболее тесная интеграция.
Системы «1С:Предприятие» одинаково эффективно используются на складах любого размера и типа – в небольших магазинах или на промышленном предприятии любой отрасли.
А увеличить эффективность от внедрения адресного склада на основе программы «1С:Предприятие» помогает использование специального торгового оборудования (сканеров штрих-кода, терминалов сбора данных, принтеров штрих-кода).
Подведем итог.
Четкая и продуманная система адресного хранения:
- позволяет быстро и качественно производить расстановку поступивших товаров;
- снижает человеческий фактор, количество совершаемых ошибок;
- организует порядок на складе;
- упрощает процесс инвентаризации;
- увеличивает скорость комплектации заказа;
- минимизирует время на обучение персонала;
- повышает качество обслуживания клиентов.